Топографические карты и чтение их, посмотри может разберешься!
здесь Или почитай!
Военная топография подробно изучает земную поверхность и способы ее изображения на бумаге в виде карты. Предметом военной топографии является разработка способов изучения местности, ориентирования на ней и производство полевых измерений при подготовке и ведении беовых действий. Являясь одной из отраслей военных знаний, военная топография обслуживает военное искусство (прежде всего тактику) и специальную подготовку подразделений.
Все данные о местности и размещение на ней различных предметов (их взаимном положении, размерах, начертании границ, занимаемых ими площадей и т.п.) принято называть топографическими данными. Важнейшим источником получения этих данных служат топографические карты.
Военная топография является специальной военной дисциплиной, изучая основы которой, сотрудники уголовно-исполнительной системы учатся быстро и правильно читать топографические карты, планы и схемы, ориентироваться по ним, получать правильное представление о местности, на которой предстоит действовать; измерять расстояния и в случае необходимости составлять изображения небольших участков местности.
Топографическая карта является уменьшенным, подробным и точным изображением участка местности, выполненным на бумаге условными знаками, с уменьшением всех линий местности в определенное число раз.
Местность на карте изображается в уменьшенном виде. Отношение, показывающее во сколько раз уменьшена каждая линия, нанесенная на карту, по сравнению с действительной величиной, называется масштабом карты.
Так например, если 1 м на карте соответствует 1 км на местности, то масштаб карты будет равен 1:100 000.
От масштаба карты зависит точность измерений, подробность карты и размер топографического изображения одной и той же местности.
Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее на ней изображается местность и, наоборот, чем мельче масштаб карты, тем меньше подробностей на ней может быть изображено.
Различают численный и линейный масштаб.
Численным масштабом называется числовое выражение масштаба карты. Величина эта отвлеченная и не зависит от системы линейных мер. Он записывается в виде дроби, у которой числитель равен единице, а знаменатель – число, которое показывает во сколько раз все расстояния на карте меньше соответствующих линий и расстояний на местности. Например, масштаб 1:50 000 показывает, что все линейные размеры на карте уменьшены в 50 000 раз и, следовательно, 1 см карты соответствует 50 000 см, или 500 м, или 0,5 км на местности.
При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которг знаменатель меньше, и, наоборот, чем больше знаменатель больше тем масштаб мельче. От масштаба зависит возможная точность измерений, подробность карты и размер картографического изображения одной и той же местности. Очевидно, что с уменьшением масштаба карты уменьшается и количество наносимых на ней деталей местности.
Пользуясь масштабом, можно определить любое расстояние по карте или измеренное на местности расстояние нанести на карту. Практически расстояние по карте определяется и с помощью линейного масштаба.
Линейный масштаб – это графическое выражение численного масштаба. Он предназначен для измерений и откладывания расстояния на карте и представляет собой прямую линию, на которой отложено несколько равных частей; над делениями имеются надписи, указывающие, каким расстояниям на местности эти части прямой соответствуют.
Отрезок, который при построении линейного масштаба откладывают несколько раз по прямой, называется основанием масштаба, а линейная мера (100 м, 200 м и т.д.), называется величиной масштаба. Для каждой карты, в зависимости от ее масштаба, применяется свой линейный масштаб. Например, масштаб карты – 1:25 000 – это значит, что величина масштаба равна 250 м, т.е. в 1 см – 250 м.
2 вопрос
Для того, чтобы овладеть искусством чтения карты, нужно знать условные знаки. Условные знаки – это своего рода азбука. Без знания условных знаков нельзя читать карту, так же как нельзя прочесть книгу, не зная букв. С помощью условных знаков на карте наглядно передается действительная картина местности.
Основу содержания карты составляют графические условные знаки. В дополнение к ним для качественной характеристики объектов применяются буквенно-цифровые обозначения.
Большая часть графических условных знаков по своему начертанию напоминает собой внешний вид изображения местных предметов, что позволяет нам сравнителньо легко запоминать их.
Условные знаки постоянно совершенствуются , но коренных изменений в их начертании и форме не происходит. Более того, во многих старнах сейчас прменяются почти одинаковые знаки. А это приводит к тому, что азбука карт становится интернациональной. И если вы научитесь хорошо читать нашу карту, то после небольшой практики можете с успехом пользоваться иностранной.
На картах полностью или сокращенно делаются только те надписи, которые не могут быть выражены условными знаками. Например, названия городов, сел, рек, урочищ и т.д. Как правило, эти надписи делаются параллельно северной и южной рамкам карты, с запада на восток. Цифры же, проставляемые на картах, обозначают следующее:
а) под надписями населенных пунктов – число дворов;
б) на рамках карты – при меридианах и параллелях – соответственно их графическую долготу и широту, выраженные в градусах;
в) на реке: у бродов – глубину брода, уровень воды – в метрах;
г) у мостов – допускаемую нагрузку в тоннах.
Затем следут перейти к изучению начертания местных предметов, условных знаков и подписей, позволяющих определить характер того или иного местного предмета.
Занятия проводятся в такой последовательности: назвав местный предмет, нужно показать его условный знак на плакате, затем сам предмет на рисунке, а уж после этого рассказать какие сведения можно получить об этом объекте, читая условные знаки на карте.
Объяснив таким образом несколько знаков, желательно вызвать поочередно трех-четырех обучаемых и предложить им объяснить, что означают некоторые знаки на карте.
При неверных ответах следует дать дополнительные объяснения. Продолжая занятия, нужно рассказать о том, что на топографической карте, наряду с метными предметами, показан и рельеф местности, для изображения которого применяются горизонтали.
Пользуясь специальными плакатами, следует объяснить, что такое горизонталь, высота, сечения, заложение и крутизна ската.
Горизонтали – линии равных высот, применяются для изображения рельефа на топографических картах. Способ изображения рельефа горизонтали имеет преимущество: он математически точно передает плановое очертание и высоты форм рельефа.
Руководителю следует объяснить слушателям отдельные элементы рельефа, которые не могут быть изображены на карте горизонталями (обрывы, овраги, скалы, осыпи, промоины).
После изучения условных знаков местных предметов и уяснения сущности изображения рельефа на картах полезно провести короткое тренировочное упражнение по чтению условных знаков и определению форм рельефа на карте.
К чтению карты рекомендуется приступать тогда, когда обучаемые хорошо усвоят условные знаки, буквенно – цифровые обозначения и подписи, применяемые для количественной и качественной характеристики местных предметов, изучат способы определения масштаба топографических карт (если он по каким-либо причинам отсутствует на карте) и научаться пользоваться масштабом при определении расстояний на местности.
Основным содержанием занятия должно быть практическое решение примеров и выполнение упраждений по чтению карты и измерению по ней расстояний.
При подготовке к занятиям необходимо заранее подобрать на карте маршрут движения, который бы проходил по местности с большим количеством разнообразных местных предметов и различных форм рельефа. Этот маршрут рекомендуется использовать на занятиях для упражнений в чтении карты.
Вызвав обучаемого предлагаю ему изучить по карте маршрут движения, а затем прочесть карту вдоль маршрута движения вслух. В это же время остальные слушатели, имея перед собой топографические карты на которых изображен тот же участок местности, следят за точностью движения по маршруту и правильностью оценки местности. Во время ответа обучаемому можно задавать дополнительные вопросы, направленные на уточнение характеристики и оценки местных предметов и рельефа.
Когда обучаемый прочтет по карте часть маршрута, вызываю другого обучаемого, который продолжает чтение карты.
3 вопрос.
Переходя к объяснению этого вопроса, нужно напомнить слушателям о том, что такое масштаб, и сказать, что пользуясь им, можно определить любое расстояние по карте или измеренное расстояние нанести на карту.
Далее показываю, как при помощи курвиметра, циркуля, линейки, полоски бумаги и некоторых других предметов, размеры которых известны обучаемым, можно определить расстояние по карте.
Чтобы определить расстояние между двумя точками, вначале измеряют расстояние на карте, а затем пользуясь численным или линейным масштабом карты, узнают действительное значение этого расстояния на местности. При пользовании численным масштабом измеренное на карте расстояние между двумя объектами в сантиметрах умножают на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1:50 000 измеренное расстояние между двумя местами 4,2 см. Величина масштаба 500 м, следовательно, искомое расстояние будет равно 4,2 х 500 м = 2100 м.
Значительно проще расстояние по карте определяются с помощью линейного масштаба. Для этого достаточно измерить циркулем, линейкой или полоской бумаги расстояние между заданными точками на карте, а затем приложить циркуль к линейному масштабу и снять отсчет.
В практике очень часто приходится измерять расстояние не по прямой, а по ломанным или извилистым линиям, например длину маршрута по дорогам. В этом случае можно воспользоваться одним из следующих приемов.
Шагом циркуля. Устанавливается небольшой размер циркуля, которой называется шагом.
Длина шага зависит то степени извилистости линии, но как привило, не должна превышать 1 см. Одну иглу циркуля ставят в начальную точку маршрута, а вторую в направлении измеряемой линии. Поворачивая циркуль относительно одной из игл, «шагают по маршруту». Общая длина маршрута равна числу шагов, умноженному на шаг циркуля в масштабе карты, плюс остаток, измеренный по линейному масштабу.
Способы наращивания масштаба циркуля. Измеряемая кривая линия делится черточками на приблизительно прямолинейные отрезки. При работе циркуль сначала ставится одной ножкой на начальную точку кривой и раздвигается шаг до тех пор, пока вторая ножка не совпадет с первой черточкой линии. Далее, держа эту ножку циркуля плотно на бумаге, поворачивая первую ножку так, чтобы она стала на мысленном продолжении второго отрезка, т.е. отрезка между 1-й и 2-й черточками. После этого, оставляя первую ножку в этом месте, раздвигаем циркуль до совпадения второй ножки со второй черточкой и так далее до конца маршрута. Конечный раствор циркуля будет соответствовать длине кривой в масштабе карты.
Полоски бумаги. Кривую линию небольшой протяженности легко измерять при помощи узенькой полоски бумаги. Поставив ее на ребро, совместить с измеряемой линией, изгибая ее там, где имеются извилины. Затем по линейному масштабу узнать общую длину кривой.
Курвиметр – прибор для измерения кривых линий. Основанием курвиметра служит колесико, длина окружности которого известна. Вращение колесика
передается на стрелку, поворачивающуюся по круговой шкале. Зная число оборотов колесика, катящегося по измеряемой линии, легко определить и ее длину. При измерении расстояния нужно стрелку установить на нулевое деление и прокатить колесико вдоль маршрута. Полученный в сантиметрах отсчет умножить на величину масштаба и в результате получим действительное расстояние на местности. У курвиметров новых образцов шкалы на циферблате с учетом масштабов карт и отсчеты сразу же показывают расстояние в километрах и метрах.